В последнее время мне очень часто удается вытянуть родственников на продолжительные разговоры о прошлом нашей семьи. Я всегда любила историю, хоть и память частенько подводит с запоминанием некоторых нюансов. Что-то путается, что-то прибавляет фантазия. Могу только догадываться, что накрутилось за годы молчания у моей бабушки или мамы. Тем не менее...
Я бы сейчас спала, наверное, уже, если бы не случился очередной такой разговор.
Опасаясь, что утром уже ничего не вспомню, решила уделить несколько минут и записать.
читать дальшеМоя бабушка, Нина, родилась в 1937 году. Её мама, Галина, в честь которой назвали меня, в конечном итоге воспитывала детей одна, пожив сначала с первым мужем, потом со вторым. Бабушка говорит, что в их молодости не было такого, чтобы дети с родителями вот так делились переживаниями или рассказами о личном. Так что бабушка не знает тонкостей личной жизни своей мамы. Знает только, что пили её мужья...
Бабушка Нины (то есть моя пра-прабабушка), Ирина, умерла в 1933 году во время страшного голода. Тогда в СССР погибло очень много человек. По разным данным от 2 до 8 миллионов. Страшно представить, ведь совсем скоро началась еще и война...Как мы умудрились в ней победить? Невероятный народ. Самый страшный голод пришелся как раз на тот район, где и жила наша семья. В 1932 происходило такое событие, как раскулачивание крестьян. Прабабушка с мужем по словам моей бабушки жили довольно неплохо до этого, пока не настал этот год. Тогда засеянные поля было просто некому собрать.
Муж моей пра-прабабушки был убит собственным сыном во время известных терок красно-бело-зеленых. Она уже не помнит, кто к кому относился, но помнит, что отец и сын были по разные стороны. Сын состоял в одной из банд, которая в одну "прекрасную" ночь просто вывела всех противных на улицу в ряд (среди которых был и отец этого мОлодца) да расстреляла всех. Похоронить разрешения не дали, поэтому родственники убитых втихаря по ночам искали останки и уносили, чтобы похоронить.
Во время войны снова наступили голодные времена. Бабушка рассказала, что когда она была маленькая, они с мамой нашли на улице рассыпанный мешок с зерном, которое уже так давно там лежало, что успело прорасти. Не думаю, что бабушка стала бы обманывать на этот счет, да и каких-то мотивов у нее для этого нет, но она рассказывает, что когда они собрали потенциальную пищу, то были замечены каким-то служавым на коне. Тот выпорол плетью мать моей бабушки, отнял зерно и рассыпал его по земле. В голове рисуются какие-то страшные картины из "противосовковых" фильмов, но что было, то было. И вряд ли бабушка, которая то и дело вспоминает с теплом социализм, стала бы врать о таких "мелочах" из детства. Она бы умышленно противоречила себе. А так получается, что неумышленно.
Немцы пришли в Аул в 1943м году. В их планах было пересечь Кавказ по одному из перевалов (скажем, по Зеленчукскому перевалу) и попасть в Грузию. Но очень вовремя наши прикатили Катюшу и повалили хренову тучу фашистов в этом перевале. Но вот только мужики наши на радостях победы праздновать могут только одним способом - это напиться. По словам бабушки, единственное спиртное, которое было ими найдено, это спирт, оставленный немцами. Позже выяснилось, что спирт оказался этиловым. Кажется, 13 человек тогда погибло, празднуя эту победу. Похоронили в братской могиле. Остальных удалось откачать невероятным по нашим временам средством: выжимкой из конского навоза.
Вам всё еще кажется, что моя бабушка шутит?
Страшно говорить, но, рассказывая о детстве, бабушка не шутит. Так уж сложилось, что кроме меня и моего дяди, её сына, у нее никто больше не интересовался подробностями прошлых лет. Непозволительная роскошь - при первом и, возможно, единственном разе рассказать какую-нибудь байку.
Бабушка помнит, как во время, когда немцы еще парковали свои мотоциклетки в разрушенной ими же Аульской школе, они с её мамой увидели идущего к ним немца. Говорит, что до сих пор отчетливо помнит овраг, через который приходилось перепрыгивать ее маме. Но немец подозвал их к себе, уверяя, что обижать не собирается. Бабушка говорит, что не помнит, что там им говорил немец, но по словам её мамы, фашист оказался весьма либерален в своих взглядах на жизнь. Бабушка помнит, как он дал ей мааааленькую шоколадку, а её маме - упаковку сахарида. Учитывая, что каждый день единственной их пищей были собранные в горах корешки да дикие груши, это было угощение класса люкс. У бабушки страсть к перечислениям, поэтому она очень долго озвучивала мне, что обычно приходилось есть. Детям разрешали ходить в поля и обдирать, что обдирается (взрослым было нельзя), поэтому они набирали колоски пшеницы, которые потом размельчались и варились. Получался суп. Бабушка продолжает перечислять растения, которые я даже и внешне представить не могу, не то, что их примерный вкус. Ели и конский щавель, и дикую морковку...
Я теперь могу представить, с какими эмоциями бабушка взирает на всё изобилие нынешнего предложения рынка. Мы часто ее ругаем, что она не смотрит на срок годности или состав продуктов. Но когда я послушала про ее детство, я подумала....состав? Что это? сами, наверное, понимаете. Да, прошло уже много времени. Но ведь не зря говорят, что наше отношение ко многим вещам в основном закладывается с детства.
Моя бабушка, вот, например, умеет сварить кашу из топора. А в пиццу закидывает всё, что лежит в холодильнике. Это, конечно, не очень-то полезно для нашего здоровья, но теперь я хотя бы понимаю, почему она так делает. Почему ей болезненно выбрасывать старые вещи....
Её мама как-то раз продала свою швейную машинку зингер за ведро кукурузы...
@темы:
люди в будке,
el libro de la memoria,
самокопание и результаты раскопок